Большую часть дня учащиеся проводят в школе. Они окружены людьми разных возрастов и положений, с которыми они вынуждены выстраивать разные (и порой очень непростые) отношения. Более того, люди, окружающие их, зачастую не те, кого они сами выбрали бы себе для общения, но тем не менее они должны выстраивать отношения с этими людьми и стараться не допускать конфликтов. Таким образом, учащийся в школе не просто приходит на уроки и получает конкретные знания, а он/ она ежедневно являются частью социальной среды с разной и быстроменяющейся динамикой. Ученые установили неразрывную связь между способностью к учебе, ощущением благополучия (и физического, и психологического) и принадлежности к сообществу (комьюнити). Эти три сферы неразрывно связаны и непрерывно друг на друга влияют. Это значит, что как бы не был силен ученик, например, в математике, если его травят всем классом и высмеивают на переменах, он никогда не сможет полностью реализовать свой академический потенциал. Также, для ученика со слабыми академическими данными многое может изменить внимательный и чуткий педагог и поддержка товарищей.
Это ставит непростую задачу перед руководством школы и перед педагогическим составом, так как заставляет всерьез задуматься над вопросом: «В чем роль школы?» Должна ли школа фокусироваться на развитии академических способностей или также уделять внимание социальным, поведенческим и воспитательным моментам? И если да, то в какой пропорции? Как грамотно расставить приоритеты и сбалансировать акценты? Как разделить обязанности и роли между учителями и родителями? В нашем сложном мире, в котором количество социальных контекстов только увеличивается (благодаря социальным сетям, глобализации и просто увеличенному доступу к информации), нельзя не задаваться этими вопросами. Одно можно сказать совершенно определенно: школа давно перестала (если когда-то и была) исключительно местом получения знаний. Школа — это социальный контекст, в котором ребенок учится и читать, и писать, и считать, также как и дружить, любить, прощать, строить отношения, договариваться и решать конфликты.
Современная школа, так или иначе, должна совмещать и академическую, и педагогическую/воспитательную деятельность. Академическое наполнение работы с правами человека в контексте кыргызских школ описано в предыдущем разделе «Примеры упражнений для работы в классе». В данном разделе Вы сможете найти примеры того, как педагоги и руководство школы могут работать над созданием благоприятной социальной среды в школе, а также примеры мероприятий, воспитывающих чувство ответственности, сплоченности; примеры мероприятий, формирующих понимание собственной важности у детей (формирование самооценки). Список мероприятий является исключительно примером того, как с этими вопросами можно работать. Каждая школа должна сама найти тот формат, который больше всего подходит именно ее педагогам и ученикам. Примеры адаптированы Датским институтом по правам человека на основе пособия Датского Центра Обучающей Среды https://dcum.dk
В этом разделе приведены примеры мероприятий, направленных на создание благополучной социальной среды в школе, а также на создание и тренировку у учащихся чувства ответственности и собственной причастности к благополучию окружающих. Понимание того, что и социальная среда, и физическая среда создаются нами самими и все участники несут ответственность за её качество может прийти только тогда, когда учащиеся на собственном опыте это испытают. Школа, ставящая задачу, воспитать в учащихся чувство ответственности, эмпатии к окружающим и собственной значимости для создания наилучших условий существования себя и своих близких, не может не проводить конкретных мероприятий, которые призваны на деле показать проявления и практическую пользу этих качеств.
Частое и долгое нахождение детей и подростков в сети несет много позитивных и негативных последствий. Среди негативных безусловно присутствует риск буллинга, дискриминации, исключение ребенка из социальных сообществ и групп, что ведет к депрессии и сильнейшим переживаниям, психологическим стрессам и т.д.
Более того, прославление культуры "лайков" и ощутимое присутствие рекламы в социальных сетях (саморекламы в том числе), воспитывает в молодеже гипертрафированный перфекционизм и постоянное стремление "быть лайкнутым". Это вредно сказывается на самооценке и воспитании чувства собственного достоинства.
Как известно, пониженная самооценка, депрессии и осутствие ощущения приобщенности к коллективу/группе/классу и т.п. ведет к снижению способности воспринимать материал, учиться, запоминать, фокусироваться, а значит сильно мешает учебному процессу, поэтому очень важно со стороны школы уделить этому вопросу особое внимание.
Школа может решить уделить этой сфере особое внимание. Например, поднять тему на родительских собраниях; задействовать весь педагогический состав в разработке мероприятий, направленных на помощь учащимся в навигации онлайн/соц.сетях/цифровом общении; школа может пригласить психологов и других специалистов для работы с педагогами и развитием их компетенций в работе с этими вопросами; эти же специалисты могут предложить варианты и форматы работы с учащимися и родителями; школа и/или отдельные классы могут разработать свод правил общения и навигации онлайн."
Очень важно не допустить слишком сильных сходств между реальными болевыми точками класса и разыгрываемой ситуацией. Чем болезненнее тема, тем важнее дать ей развиваться в диалоге по самому отвлеченному пути, чтоб не спровоцировать сильных эмоциональных потрясений в классе. Например, если Вы знаете, что кого-то в классе травят, не стоит ставить на роль жертвы в ролевой игре реальную жертву буллинга. Может хорошо сработать, если на роль жертвы вы поставите одного из «подпевал» или «просто наблюдателя». В любом случае, важно после проведения ролевых игр внимательно следить за эмоциональным состоянием учеников и быть уверенным в том, что всем комфортно и никто не задет.
Диалоги на совсем чувствительные темы лучше сопровождать ролевыми играми только при участии школьного психолога. Детская и подростковая психика крайне ранимы и поэтому важно деликатно подходить к разыгрыванию некоторых тем через ролевые игры. Но делать это надо обязательно, так как детям и подросткам необходимо тренироваться в использовании языка слов, жестов, мимики и т.д. в разрешении своих и чужих проблем. Ролевые игры в этом незаменимы.
Родительский комитет является наиважнейшей составляющей при работе учителя с родителями. Вовлечение родительского комитета в работу с классом позволяет укоротить дистанцию между учителями и родителями. Родители чувствуют свою причастность к обучающему процессу, а значит начинают больше доверять учителям и поддерживать их установки дома. Более того, родительский комитет становится «дополнительными парами рук» в работе учителя, то есть разгружают его/её. Например, можно привлекать родительский комитет для организации внеклассных занятий: походов, экскурсий, познавательных поездок. Полезно знать, кем работают родители учащихся. Возможно среди них есть представители редких профессий или люди с доступом к интересным, познавательным местам. Можно попробовать договорится с ними о проведении каких-то занятий или поездок.
Важно, чтобы родительский комитет четко понимал те проблемы, с которыми Вы, как учитель, хотите работать. Для этого важно включать родителей в те мероприятия, которые педагогический состав планирует для себя. Например, если в школу приглашается специалист по проблемам, связанным с буллингом или ювенальной юстицией, хорошо приглашать на подобные мероприятия и родителей. Таким образом, Вы будете «по одну сторону баррикад».
Особенно в обсуждении проблем, связанных с социальной средой, хорошо иметь тесный контакт с родителями. Если, например, учитель узнает о конфликте между учащимися или буллинге в классе, решение иногда намного легче придумать и реализовать вне класса, а сделать это можно только с участием родителей. Если отношения между родителями и учителями доверительные, то и проблемы учащихся решать намного легче.
Этот раздел описывает примеры мероприятий, которые "отдаются на откуп" самим учащимся. Идея и основной плюс этого метода заключается в том, что учащиеся сами вовлечены в планирование и реализацию мероприятий, что развивает чувство ответственности и ощущение собственной значимости. Эти качества положительно влияют на развитие ребенка, а также на общую социальную среду в школе. Более того, подобные мероприятия улучшают диалог и взаимопонимание между учащимися и педагогами, а также руководством школы.
Посредством тесного общения и сотрудничества, которое необходимо при проведении данных мероприятий, учащиеся и педагоги лучше узнают друг друга и начинают лучше понимать проблемы и позиции друг друга. Это способствует укреплению доверия и взаимоуважения, что позитивно сказывается на социальной среде в школе. Есть разные форматы проведения мероприятий с участием самих учащихся. Ниже приведены лишь несколько примеров. Каждая школа вольна придумать свой вариант.
В работе с команды учителя появляется возможность еще лучше вникнуть в проблемы своего класса, так как учитель получает еще один источник информации и площадку для диалога. У учащихся же вырабатывается чувство ответственности и вовлеченности в проблемы школы.
Можно придумать разные форматы содействия старших с младшими, главный принцип в том, что старшие чувствуют (и развивают) чувство ответственности (а не превосходства). Также важно, чтоб в этом мероприятии обязательно участвовали педагоги. Каждая группа старших должна действовать в сотрудничестве и с согласия педагога.
Свод их обязанностей всегда должен быть составлен в диалоге с педагогом и исполнение должно мониториться педагогом, чтобы старшие не превышали полномочий. Также и младшим, и старшим необходим взрослый, к которому они могут обратиться с вопросом или в трудной ситуации.
Это кардинально меняет тон разговора, с обвинительно-осуждающего на уважительно-профилактический, что увеличивает шанс того, что учащийся более активно включится в процесс решения проблемы и будет мотивирован(а) делать все возможное для ее решения. Этот метод, кажется, более трудо- и времяемким, чем "воспитательный разговор", однако по результату он сохраняет время, так как шанс решения проблемы гораздо более высок.
В контексте школы, эти два языка важно разбирать с учениками и тренировать их применение для того, чтоб они могли впоследствии их отличать и заменять «язык волка» на «язык жирафа». "Язык жирафа" - говорю о себе, говорю о фактах, чувствах и предлагаю решения. "Язык волка" - говорю о тебе, говорю на языке конфликта, агрессивно и обвинительно.
Общение на «языке жирафа» требует, по Розенбергу, использования простого алгоритма при любой коммуникации. Особенно этот алгоритм хорошо применим в ситуациях, которые потенциально могут привести к конфликтам, например, когда разговор может вызвать гнев или сильное расстройство у собеседника.
Алгоритм подразумевает, что любая коммуникация строится из четырех составляющих:
- Выражение чувств, имеющих место в данный момент. «Я чувствую/вчера, когда ты сказал(а)…, я почувствовал(а)…/на прошлой неделе я чувствовал(а)…, когда мы были…» Очень важно быть конкретным в определении чувства (расстройство, злость, обида, страх, радость).
- Описание того, что человек видит вокруг себя. «Вчера, когда мы сидели…/на прошлой неделе, когда мы были… /сегодня, когда ты сказал(а)…». Важно описать конкретную ситуацию и время до мелких подробностей, иначе собеседнику будет казаться, что вы говорите о нем/ней в целом, и займет позицию защиты.
- Попытка понять, какие потребности связаны с возникшими чувствами. «Это связано с тем, что мне не хватает…/это потому, что мне хотелось бы…». Важно понять и объяснить, какой потребностью вызвано чувство. Это помогает собеседнику видеть, что дело не в том, что его/её в чем-то обвиняют, а в том, что говорящему чего-то не хватает или хочется, чтоб было иначе.
- Описание действий, которые надо совершить, чтобы эти потребности удовлетворить и тем самым повысить качество жизни. «Поэтому мне кажется, нам стоит…/я предлагаю, чтобы мы…/не мог/могла бы ты в следующий раз…»
Примером фразы, построенной по алгоритму, может быть:
«Вчера, когда мы вышли из класса после урока физики, ты сказала, что оставшиеся уроки будешь сидеть с Олей. Это меня очень огорчило, потому что я не знаю, означает ли это, что мы теперь не друзья. Я бы очень хотела продолжать дружбу. Скажи, мы все еще друзья?»
Тренировка навыков ненасильственной коммуникации в школе может включать следующие элементы:
- работа над словарным запасом и идентификацией чувств – посредством примеров, чтением литературы, классных обсуждений, совместных просмотров и обсуждений фильмов;
- ролевые игры, в которых проговариваются и тренируются все четыре пункта алгоритма;
- лекции специалистов для учителей и родителей
Дополнительная литература:
Концепция ненасильственного общения М. Розенберга (psyjournals.ru)
Розенберг М. Язык жизни: Ненасильственное общение = Nonviolent Communication: A Language of Life. — М.: София, 2009. — 272 с. — 2,000 экз. — ISBN 978-5-9125-0704-5.
Руководство классом является наиважнейшей частью создания и поддержки конструктивной социальной среды в школе. Классный руководитель имеет особые взаимоотношения с классом, лучше знает и понимает трудности каждого учащегося и имеет наибольший шанс помочь их разрешить.
Один из методов создания более позитивной и "простой" среды в школе - это прозрачность в ожиданиях и правилах, которые учащиеся должны соблюдать. В любой игре невозможно победить, если не известны правила. Нужно знать, как именно играть, в чем цель игры, а чего делать нельзя. Так и в школе: учащиеся и педагоги должны точно знать, каковы правила, где "флажки" и каковы ожидания друг к другу. Этот метод подразумевает, что классный руководитель проговаривает с учащимися правила и ожидания от школы к ним. Это можно делать в разных форматах, например, через проговаривание (и даже визуальное воспроизведение) регламента школы и обсуждение того, как это отражается в повседневной жизни каждого учащегося. Также учитель может проговорить свои собственные ожидания к учащимся, например, какие формы занятия учитель применят в классе (лекция; индивидуальная работа; работа в парах или группах; домашняя работа). При каждом занятии учитель проговаривает какая именно из вышеперечисленных форм применяется сейчас.
Таким образом создается атмосфера предсказуемости и взаимоуважения между учителем и учащимися. Учащиеся приучаются к тому, что им ОБЪЯСНЯЮТ то, что происходит в школе, а не просто требуют беспрекословного следования правилам, которых они порой не знают. В конечном итоге, это поддерживает воспитание правовой культуры, в которой учащиеся (в будущем взрослые граждане) понимают значение прозрачности и ответственности "участников игры".