Среда обучения и педагогическая деятельность

Большую часть дня учащиеся проводят в школе. Они окружены людьми разных возрастов и положений, с которыми они вынуждены выстраивать разные (и порой очень непростые) отношения. Более того, люди, окружающие их, зачастую не те, кого они сами выбрали бы себе для общения, но тем не менее они должны выстраивать отношения с этими людьми и стараться не допускать конфликтов. Таким образом, учащийся в школе не просто приходит на уроки и получает конкретные знания, а он/ она ежедневно являются частью социальной среды с разной и быстроменяющейся динамикой. Ученые установили неразрывную связь между способностью к учебе, ощущением благополучия (и физического, и психологического) и принадлежности к сообществу (комьюнити). Эти три сферы неразрывно связаны и непрерывно друг на друга влияют. Это значит, что как бы не был силен ученик, например, в математике, если его травят всем классом и высмеивают на переменах, он никогда не сможет полностью реализовать свой академический потенциал. Также, для ученика со слабыми академическими данными многое может изменить внимательный и чуткий педагог и поддержка товарищей.

Это ставит непростую задачу перед руководством школы и перед педагогическим составом, так как заставляет всерьез задуматься над вопросом: «В чем роль школы?» Должна ли школа фокусироваться на развитии академических способностей или также уделять внимание социальным, поведенческим и воспитательным моментам? И если да, то в какой пропорции? Как грамотно расставить приоритеты и сбалансировать акценты? Как разделить обязанности и роли между учителями и родителями? В нашем сложном мире, в котором количество социальных контекстов только увеличивается (благодаря социальным сетям, глобализации и просто увеличенному доступу к информации), нельзя не задаваться этими вопросами. Одно можно сказать совершенно определенно: школа давно перестала (если когда-то и была) исключительно местом получения знаний. Школа — это социальный контекст, в котором ребенок учится и читать, и писать, и считать, также как и дружить, любить, прощать, строить отношения, договариваться и решать конфликты.

Современная школа, так или иначе, должна совмещать и академическую, и педагогическую/воспитательную деятельность. Академическое наполнение работы с правами человека в контексте кыргызских школ описано в предыдущем разделе «Примеры упражнений для работы в классе». В данном разделе Вы сможете найти примеры того, как педагоги и руководство школы могут работать над созданием благоприятной социальной среды в школе, а также примеры мероприятий, воспитывающих чувство ответственности, сплоченности; примеры мероприятий, формирующих понимание собственной важности у детей (формирование самооценки). Список мероприятий является исключительно примером того, как с этими вопросами можно работать. Каждая школа должна сама найти тот формат, который больше всего подходит именно ее педагогам и ученикам. Примеры адаптированы Датским институтом по правам человека на основе пособия Датского Центра Обучающей Среды https://dcum.dk

В этом разделе приведены примеры мероприятий, направленных на создание благополучной социальной среды в школе, а также на создание и тренировку у учащихся чувства ответственности и собственной причастности к благополучию окружающих. Понимание того, что и социальная среда, и физическая среда создаются нами самими и все участники несут ответственность за её качество может прийти только тогда, когда учащиеся на собственном опыте это испытают. Школа, ставящая задачу, воспитать в учащихся чувство ответственности, эмпатии к окружающим и собственной значимости для создания наилучших условий существования себя и своих близких, не может не проводить конкретных мероприятий, которые призваны на деле показать проявления и практическую пользу этих качеств.

Пример 1. Культура общения на цифровых носителях.
Культура общения на цифровых носителях (с точки зрения прав человека здесь очень важно проговаривать вопросы дискриминации, буллинга): эта тема очень остро стоит на сегодняшней повестке дня.

Частое и долгое нахождение детей и подростков в сети несет много позитивных и негативных последствий. Среди негативных безусловно присутствует риск буллинга, дискриминации, исключение ребенка из социальных сообществ и групп, что ведет к депрессии и сильнейшим переживаниям, психологическим стрессам и т.д.

Более того, прославление культуры "лайков" и ощутимое присутствие рекламы в социальных сетях (саморекламы в том числе), воспитывает в молодеже гипертрафированный перфекционизм и постоянное стремление "быть лайкнутым". Это вредно сказывается на самооценке и воспитании чувства собственного достоинства.

Как известно, пониженная самооценка, депрессии и осутствие ощущения приобщенности к коллективу/группе/классу и т.п. ведет к снижению способности воспринимать материал, учиться, запоминать, фокусироваться, а значит сильно мешает учебному процессу, поэтому очень важно со стороны школы уделить этому вопросу особое внимание.

Школа может решить уделить этой сфере особое внимание. Например, поднять тему на родительских собраниях; задействовать весь педагогический состав в разработке мероприятий, направленных на помощь учащимся в навигации онлайн/соц.сетях/цифровом общении; школа может пригласить психологов и других специалистов для работы с педагогами и развитием их компетенций в работе с этими вопросами; эти же специалисты могут предложить варианты и форматы работы с учащимися и родителями; школа и/или отдельные классы могут разработать свод правил общения и навигации онлайн."

Пример 2. Ролевые игры и обсуждения в классе.
Один из самых доступных методов предоставить учащимся возможность на практике проиграть сложные социальные ситуации – это ролевые игры. Лучше, чтобы учащиеся сами выбрали темы для проведения ролевых игр, так как учитель может не знать, какие именно проблемы заботят учащихся на текущий момент. Также это очень простой способ задействовать учащихся с самого начала. Ситуации могут быть связаны с ревностью в семье или между друзьями, неприятием интересов и увлечений друг друга, конфликтами на почве социального статуса или этнической принадлежности, буллингом, отношениями полов и т.д. Учащиеся разыгрывают ситуацию с участием учителя, который должен поддерживать диалог. Также, учитель может подключать к обсуждению класс, если диалог между участниками зашёл в тупик.

Очень важно не допустить слишком сильных сходств между реальными болевыми точками класса и разыгрываемой ситуацией. Чем болезненнее тема, тем важнее дать ей развиваться в диалоге по самому отвлеченному пути, чтоб не спровоцировать сильных эмоциональных потрясений в классе. Например, если Вы знаете, что кого-то в классе травят, не стоит ставить на роль жертвы в ролевой игре реальную жертву буллинга. Может хорошо сработать, если на роль жертвы вы поставите одного из «подпевал» или «просто наблюдателя». В любом случае, важно после проведения ролевых игр внимательно следить за эмоциональным состоянием учеников и быть уверенным в том, что всем комфортно и никто не задет.

Диалоги на совсем чувствительные темы лучше сопровождать ролевыми играми только при участии школьного психолога. Детская и подростковая психика крайне ранимы и поэтому важно деликатно подходить к разыгрыванию некоторых тем через ролевые игры. Но делать это надо обязательно, так как детям и подросткам необходимо тренироваться в использовании языка слов, жестов, мимики и т.д. в разрешении своих и чужих проблем. Ролевые игры в этом незаменимы.

Пример 3. Работа с родительским комитетом.
Роль родителей в обучающем процессе колоссальна. Если в семье практикуются ценности и установки иные, чем в школе, то очень невелики шансы того, что школа сможет привить свои. Крайне важно вести постоянный и тесный диалог с родителями, чтобы понимать каковы нормы и установки в доме, и чтобы родители чувствовали доверие к школе и поддерживали те установки и ценности, которая школа пытается привить.

Родительский комитет является наиважнейшей составляющей при работе учителя с родителями. Вовлечение родительского комитета в работу с классом позволяет укоротить дистанцию между учителями и родителями. Родители чувствуют свою причастность к обучающему процессу, а значит начинают больше доверять учителям и поддерживать их установки дома. Более того, родительский комитет становится «дополнительными парами рук» в работе учителя, то есть разгружают его/её. Например, можно привлекать родительский комитет для организации внеклассных занятий: походов, экскурсий, познавательных поездок. Полезно знать, кем работают родители учащихся. Возможно среди них есть представители редких профессий или люди с доступом к интересным, познавательным местам. Можно попробовать договорится с ними о проведении каких-то занятий или поездок.

Важно, чтобы родительский комитет четко понимал те проблемы, с которыми Вы, как учитель, хотите работать. Для этого важно включать родителей в те мероприятия, которые педагогический состав планирует для себя. Например, если в школу приглашается специалист по проблемам, связанным с буллингом или ювенальной юстицией, хорошо приглашать на подобные мероприятия и родителей. Таким образом, Вы будете «по одну сторону баррикад».

Особенно в обсуждении проблем, связанных с социальной средой, хорошо иметь тесный контакт с родителями. Если, например, учитель узнает о конфликте между учащимися или буллинге в классе, решение иногда намного легче придумать и реализовать вне класса, а сделать это можно только с участием родителей. Если отношения между родителями и учителями доверительные, то и проблемы учащихся решать намного легче.

Пример 4. Портфолио благополучия в школе.
Портфолио благополучия в школе (можно совместить с материалами ЮНИСЕФ "Школа без насилия"   https://clck.ru/TVSXo ): совет учащихся (или руководство школы) проводит анкетирование (например через  survey monkey). На основе результатов анкетирования составляется план действий. Мероприятия из плана регулярно мониторятся, ведется отчетность (лучше чтоб это делал совет учащихся, чтобы не нагружать учителей), но взрослые, безусловно, должны поддерживать и интересоваться. Каждый класс может иметь своей идеал благополучия: свой перечень того, что именно составляет благополучную среду в классе, и что надо сделать, чтобы этого добиться. Классный руководитель проводит беседу с учащимися своего класса раз в год. Эта беседа направлена на то, чтобы проговорить уровень благополучия учащегося, выявить возможные трудности и дать классному руководителю более глубинное представление о среде в классе и особых нуждах учащихся.
Пример 5. Зелёный четверг.
"Зеленый четверг": совет учащихся придумывает социальные проекты (3-4 раза в год). Например, коллективный сбор мусора или кампания против буллинга для всей школы. В этот день учащиеся освобождены от уроков и занимаются проектом.
Пример 6. День единства.
"День единства": раз в год учащиеся освобождены от уроков. Их задача в этот день собрать как можно больше средств для той или иной благотворительной организации (с которой договариваются заранее). Например, Красный Крест/Полумесяц, ВИЧ/СПИД центр или ЮНИСЕФ. Дети могут это делать по-разному, каждый класс придумывает свои методы. Например, они могут собирать бутылки или бумагу; продавать поделки или лимонад и т.д. Это мероприятие подразумевает активное участие родителей и учителей.

Этот раздел описывает примеры мероприятий, которые "отдаются на откуп" самим учащимся. Идея и основной плюс этого метода заключается в том, что учащиеся сами вовлечены в планирование и реализацию мероприятий, что развивает чувство ответственности и ощущение собственной значимости. Эти качества положительно влияют на развитие ребенка, а также на общую социальную среду в школе. Более того, подобные мероприятия улучшают диалог и взаимопонимание между учащимися и педагогами, а также руководством школы.

Посредством тесного общения и сотрудничества, которое необходимо при проведении данных мероприятий, учащиеся и педагоги лучше узнают друг друга и начинают лучше понимать проблемы и позиции друг друга. Это способствует укреплению доверия и взаимоуважения, что позитивно сказывается на социальной среде в школе. Есть разные форматы проведения мероприятий с участием самих учащихся. Ниже приведены лишь несколько примеров. Каждая школа вольна придумать свой вариант.

Пример 1. Команда благополучия.
"Команда благополучия": команда состоит из учащихся старших классов. Они ответственны за разработку и проведение мероприятий для младшеклассников, направленных на улучшение их благополучия. Например, помощь по подготовке домашнего задания; организация социальных мероприятий для учащихся из малоимущих или многодетных семей (где ребенку уделяется не так много внимания); проведение внеклассных кружков и т.д. На должность участника команды выбирают учащихся (как при приеме на работу) и с ними заключают контракт. Это помогает им чувствовать ответственность.  Если участник команды уходит, ему/ей пишется рекомендационное письмо. С участниками команды проводятся собеседования несколько раз в год, чтоб у них была возможность поделиться трудностями, если они возникают.

В работе с команды  учителя появляется возможность еще лучше вникнуть в проблемы своего класса, так как учитель получает еще один источник информации и площадку для диалога. У учащихся же вырабатывается чувство ответственности и вовлеченности в проблемы школы.

Пример 2. Группы взаимопомощи.
Группы взаимопомощи: группы учащихся, которые встречаются, чтобы обсудить текущие проблемы. Они могут встречаться раз в неделю или с любой другой частотой. Во встречах принимает участие 1-2 педагога. Во время разговора учащиеся делятся проблемами и помогают друг другу найти решения. Группы могут быть в рамках класса или потока. Учителя могут поделить группы между собой по темам или возрастам.
Пример 3. Помощь старших.
Помощь старших: этот метод подразумевает составление групп, в которых старшие дети получают "в опеку" младшеклассников. Это можно делать по принципу, например, 5 класс - 1 класс; 6 класс - 2 класс; 7 класс - 3 класс; 8 класс - 4 класс; 9 класс - 5 класс. Каждая группа "старших" получает определенный свод полномочий, например: тренировать чтение (старшие читают с младшими, помогают им учиться читать); проведение игр на переменах или после уроков (ответственность за то, чтоб младшие играли друг с другом, никого не исключали/обижали; учились вежливому общению и т.п.); помощь при подготовке домашнего задания; помощь при решении трудных ситуаций.

Можно придумать разные форматы содействия старших с младшими, главный принцип в том, что старшие чувствуют (и развивают) чувство ответственности (а не превосходства). Также важно, чтоб в этом мероприятии обязательно участвовали педагоги. Каждая группа старших должна действовать в сотрудничестве и с согласия педагога.

Свод их обязанностей всегда должен быть составлен в диалоге с педагогом и исполнение должно мониториться педагогом, чтобы старшие не превышали полномочий. Также и младшим, и старшим необходим взрослый, к которому они могут обратиться с вопросом или в трудной ситуации.

Пример 4. Форма диалога с проблемными учащимися.
Форма диалога с "проблемными учащимися": проблемные учащиеся есть в каждой школе. Проблемные они в силу разных причин и ответственность школы в решении их проблем - это отдельный и не всегда простой вопрос. В рамках данного мероприятия предлагается методика "прогрессивно-превентивный диалог", то есть диалог, основанный не на выговоре или разъяснении уже случившихся событий, а направленный на решение проблем и профилактику будущих. В ходе этого разговора учащийся является активным участником. Сначала педагог объясняет свою позицию/свое видение проблемы, после чего спрашивается учащийся: "Как видишь ситуацию ты?", "Согласен/сна ли ты с анализом ситуации?", "На твой взгляд, в чем причина/коренная проблема?", "Какими тебе видятся варианты решений?", "Что мы можем сделать, чтобы тебе помочь?"

Это кардинально меняет тон разговора, с обвинительно-осуждающего на уважительно-профилактический, что увеличивает шанс того, что учащийся более активно включится в процесс решения проблемы и будет мотивирован(а) делать все возможное для ее решения. Этот метод, кажется, более трудо- и времяемким, чем "воспитательный разговор", однако по результату он сохраняет время, так как шанс решения проблемы гораздо более высок.

Пример 5. Учимся говорить.
Учимся говорить: на листке бумаги классный руководитель пишет несколько примеров трудных ситуаций из жизни учащихся (например, у тебя все время списывают или у тебя взяли в долг и не отдали и т.д.). Каждый учащийся выбирает для себя самую трудную ситуацию. На ее основе разыгрывается ролевая игра, в которой учащийся должен проговорить свои реплики используя выражения: я думаю/я чувствую/мое мнение таково.../я больше не буду/я больше не хочу/я больше не могу/я буду....Таким образом учащиеся учатся формулировать свою позицию и доносить ее другим в уважительном тоне.
Пример 6. Концепция ненасильственного общения.
Концепция ненасильственного общения была разработана американским психологом Маршалом Розенбергом в 1960-ые годы. В основе этой концепции лежит идентификация истинных потребностей человека и поиск путей их удовлетворения. При использовании методов ненасильственного общения, участники тренируются брать ответственность за свои чувства, правильно идентифицируя какими именно потребностями они вызваны, и формулировать запрос к собеседнику в уважительном виде и с большой эмпатией. Другими словами, участники общения учатся понимать и слышать себя, а также проявлять эмпатию и принятие чувств собеседника. При этом исчезает потребность использовать язык конфликта, нападения, агрессии и обвинений, который в данной концепции назвали «язык волка». Он заменяется так называемым «языком жирафа». Жираф был выбран в связи с тем, что это животное хоть и большое, но не агрессивное и имеет самое большое по размеру сердце среди наземных животных, а длинная шея позволяет ему видеть полную картину окружающего его мира.

В контексте школы, эти два языка важно разбирать с учениками и тренировать их применение для того, чтоб они могли впоследствии их отличать и заменять «язык волка» на «язык жирафа». "Язык жирафа" - говорю о себе, говорю о фактах, чувствах и предлагаю решения. "Язык волка" - говорю о тебе, говорю на языке конфликта, агрессивно и обвинительно. 

Общение на «языке жирафа» требует, по Розенбергу, использования простого алгоритма при любой коммуникации. Особенно этот алгоритм хорошо применим в ситуациях, которые потенциально могут привести к конфликтам, например, когда разговор может вызвать гнев или сильное расстройство у собеседника.

Алгоритм подразумевает, что любая коммуникация строится из четырех составляющих:

  1. Выражение чувств, имеющих место в данный момент. «Я чувствую/вчера, когда ты сказал(а)…, я почувствовал(а)…/на прошлой неделе я чувствовал(а)…, когда мы были…» Очень важно быть конкретным в определении чувства (расстройство, злость, обида, страх, радость).
  2. Описание того, что человек видит вокруг себя. «Вчера, когда мы сидели…/на прошлой неделе, когда мы были… /сегодня, когда ты сказал(а)…». Важно описать конкретную ситуацию и время до мелких подробностей, иначе собеседнику будет казаться, что вы говорите о нем/ней в целом, и займет позицию защиты.
  3. Попытка понять, какие потребности связаны с возникшими чувствами. «Это связано с тем, что мне не хватает…/это потому, что мне хотелось бы…». Важно понять и объяснить, какой потребностью вызвано чувство. Это помогает собеседнику видеть, что дело не в том, что его/её в чем-то обвиняют, а в том, что говорящему чего-то не хватает или хочется, чтоб было иначе.
  4. Описание действий, которые надо совершить, чтобы эти потребности удовлетворить и тем самым повысить качество жизни. «Поэтому мне кажется, нам стоит…/я предлагаю, чтобы мы…/не мог/могла бы ты в следующий раз…»

Примером фразы, построенной по алгоритму, может быть:

«Вчера, когда мы вышли из класса после урока физики, ты сказала, что оставшиеся уроки будешь сидеть с Олей. Это меня очень огорчило, потому что я не знаю, означает ли это, что мы теперь не друзья. Я бы очень хотела продолжать дружбу. Скажи, мы все еще друзья?» 

Тренировка навыков ненасильственной коммуникации в школе может включать следующие элементы:

  • работа над словарным запасом и идентификацией чувств – посредством примеров, чтением литературы, классных обсуждений, совместных просмотров и обсуждений фильмов;
  • ролевые игры, в которых проговариваются и тренируются все четыре пункта алгоритма;
  • лекции специалистов для учителей и родителей

Дополнительная литература:

Концепция ненасильственного общения М. Розенберга (psyjournals.ru)

Розенберг М. Язык жизни: Ненасильственное общение = Nonviolent Communication: A Language of Life. — М.: София, 2009. — 272 с. — 2,000 экз. — ISBN 978-5-9125-0704-5.

Руководство классом является наиважнейшей частью создания и поддержки конструктивной социальной среды в школе. Классный руководитель имеет особые взаимоотношения с классом, лучше знает и понимает трудности каждого учащегося и имеет наибольший шанс помочь их разрешить.

Один из методов создания более позитивной и "простой" среды в школе - это прозрачность в ожиданиях и правилах, которые учащиеся должны соблюдать. В любой игре невозможно победить, если не известны правила. Нужно знать, как именно играть, в чем цель игры, а чего делать нельзя. Так и в школе: учащиеся и педагоги должны точно знать, каковы правила, где "флажки" и каковы ожидания друг к другу. Этот метод подразумевает, что классный руководитель проговаривает с учащимися правила и ожидания от школы к ним. Это можно делать в разных форматах, например, через проговаривание (и даже визуальное воспроизведение) регламента школы и обсуждение того, как это отражается в повседневной жизни каждого учащегося. Также учитель может проговорить свои собственные ожидания к учащимся, например, какие формы занятия учитель применят в классе (лекция; индивидуальная работа; работа в парах или группах; домашняя работа). При каждом занятии учитель проговаривает какая именно из вышеперечисленных форм применяется сейчас.

Таким образом создается атмосфера предсказуемости и взаимоуважения между учителем и учащимися. Учащиеся приучаются к тому, что им ОБЪЯСНЯЮТ то, что происходит в школе, а не просто требуют беспрекословного следования правилам, которых они порой не знают. В конечном итоге, это поддерживает воспитание правовой культуры, в которой учащиеся (в будущем взрослые граждане) понимают значение прозрачности и ответственности "участников игры".