Категории

Классное руководство

Прозрачное классное руководство — руководство классом является наиважнейшей частью создания и поддержки конструктивной социальной среды в школе. Классный руководитель имеет особые взаимоотношения с классом, лучше знает и понимает трудности каждого учащегося и имеет наибольший шанс помочь их разрешить. Один из методов создания более позитивной и «простой» среды в школе — это прозрачность в ожиданиях и правилах, которые учащиеся должны соблюдать. В любой игре невозможно победить, если не известны правила. Нужно знать, как именно играть, в чем цель игры, а чего делать нельзя.

Так и в школе: учащиеся и педагоги должны точно знать, каковы правила, где «флажки» и каковы ожидания друг к другу. Этот метод подразумевает, что классный руководитель проговаривает с учащимися правила и ожидания от школы к ним. Это можно делать в разных форматах, например, через проговаривание (и даже визуальное воспроизведение) регламента школы и обсуждение того, как это отражается в повседневной жизни каждого учащегося.

Также учитель может проговорить свои собственные ожидания к учащимся, например, какие формы занятия учитель применят в классе (лекция; индивидуальная работа; работа в парах или группах; домашняя работа). При каждом занятии учитель проговаривает какая именно из вышеперечисленных форм применяется сейчас. Таким образом создается атмосфера предсказуемости и взаимоуважения между учителем и учащимися. Учащиеся приучаются к тому, что им ОБЪЯСНЯЮТ то, что происходит в школе, а не просто требуют беспрекословного следования правилам, которых они порой не знают. В конечном итоге, это поддерживает воспитание правовой культуры, в которой учащиеся (в будущем взрослые граждане) понимают значение прозрачности и ответственности «участников игры».

Этот принцип также можно применить к физическим факторам, влияющим на социальную среду в школе, например, уровень шума. Сильно завышенный уровень шума негативно сказывается на здоровье и самочувствии учащихся и учителей, а также на социальной среде в классе и в школе. Одним из методов борьбы с этим является «барометр шума». Каждый класс получает 5-шкальный барометр, на котором описаны 5 уровней шума: 1-тишина; 2 — шепот; 3 — тихий голос (приглушенный разговор вслух/в полголоса); 4 — громкий голос (полный голос применим только на улице или перемене); 5 — голос тревоги (только в крайних ситуациях, когда случается что-то неординарное и нужно привлечь внимание других, например, позвать на помощь). Во время учебного процесса, педагог определяет допустимый уровень шума и передвигает стрелку между уровнями. Со временем, когда учащиеся привыкнут к барометру, они тоже могут привлекаться к передвижению стрелки. Также, когда учащиеся привыкнут к работе с барометром, он может начать применяться за пределами классов, например, в столовой, коридорах, актовом зале, библиотеке и т.д.

Leave a Comment