Пример 1. Отряд благополучия.
«Отряд благополучия»: отряд состоит из учащихся старших классов. Они ответственны за разработку и проведение мероприятий для младшеклассников, направленных на улучшение их благополучия. Например, помощь по подготовке домашнего задания; организация социальных мероприятий для учащихся из малоимущих или многодетных семей (где ребенку уделяется не так много внимания); проведение внеклассных кружков и т.д. На должность участника отряда учащихся выбирают (как при приеме на работу) и с ними заключают контракт. Это помогает им чувствовать ответственность. Если участник отряда уходит, ему/ей пишется рекомендационное письмо. С участниками отряда проводятся собеседования несколько раз в год, чтоб у них была возможность поделиться трудностями, если они возникают. В работе с отрядом у учителя появляется возможность еще лучше вникнуть в проблемы своего класса, так как учитель получает еще один источник информации и площадку для диалога. У учащихся же вырабатывается чувство ответственности и вовлеченности в проблемы школы.
Пример 2. Группы взаимопомощи.
Группы взаимопомощи: группы учащихся, которые встречаются, чтобы обсудить текущие проблемы. Они могут встречаться раз в неделю или с любой другой частотой. Во встречах принимает участие 1-2 педагога. Во время разговора учащиеся делятся проблемами и помогают друг другу найти решения. Группы могут быть в рамках класса или потока. Учителя могут поделить группы между собой по темам или возрастам.
Пример 3. Помощь старших.
Помощь старших: этот метод подразумевает составление групп, в которых старшие дети получают «в опеку» младшеклассников. Это можно делать по принципу, например, 5 класс — 1 класс; 6 класс — 2 класс; 7 класс — 3 класс; 8 класс — 4 класс; 9 класс — 5 класс. Каждая группа «старших» получает определенный свод полномочий, например: тренировать чтение (старшие читают с младшими, помогают им учиться читать); проведение игр на переменах или после уроков (ответственность за то, чтоб младшие играли друг с другом, никого не исключали/обижали; учились вежливому общению и т.п.); помощь при подготовке домашнего задания; помощь при решении трудных ситуаций. Можно придумать разные форматы содействия старших с младшими, главный принцип в том, что старшие чувствуют (и развивают) чувство ответственности (а не превосходства). Также важно, чтоб в этом мероприятии обязательно участвовали педагоги. Каждая группа старших должна действовать в сотрудничестве и с согласия педагога. Свод их обязанностей всегда должен быть составлен в диалоге с педагогом и исполнение должно мониториться педагогом, чтобы старшие не превышали полномочий. Также и младшим, и старшим необходим взрослый, к которому они могут обратиться с вопросом или в трудной ситуации.
Пример 4. Форма диалога с проблемными учащимися.
Форма диалога с «проблемными учащимися»: проблемные учащиеся есть в каждой школе. Проблемные они в силу разных причин и ответственность школы в решении их проблем — это отдельный и не всегда простой вопрос. В рамках данного мероприятия предлагается методика «прогрессивно-превентивный диалог», то есть диалог, основанный не на выговоре или разъяснении уже случившихся событий, а направленный на решение проблем и профилактику будущих. В ходе этого разговора учащийся является активным участником. Сначала педагог объясняет свою позицию/свое видение проблемы, после чего спрашивается учащийся: «Как видишь ситуацию ты?», «Согласен/сна ли ты с анализом ситуации?», «На твой взгляд, в чем причина/коренная проблема?», «Какими тебе видятся варианты решений?», «Что мы можем сделать, чтобы тебе помочь?» Это кардинально меняет тон разговора, с обвинительно-осуждающего на уважительно-профилактический, что увеличивает шанс того, что учащийся более активно включится в процесс решения проблемы и будет мотивирован(а) делать все возможное для ее решения. Этот метод, кажется, более трудо- и времяемким, чем «воспитательный разговор», однако по результату он сохраняет время, так как шанс решения проблемы гораздо более высок.
Пример 5. Учимся говорить.
— Учимся говорить: на листке бумаги классный руководитель пишет 25 примеров трудных ситуаций из жизни учащихся (например, у тебя все время списывают или у тебя взяли в долг и не отдали и т.д.) Каждый учащийся выбирает для себя самую трудную ситуацию. На ее основе разыгрывается ролевая игра, в которой учащийся должен проговорить свои реплики используя выражения: я думаю/я чувствую/мое мнение таково…/я больше не буду/я больше не хочу/я больше не могу/я буду….Таким образом учащиеся учатся формулировать свою позицию и доносить ее другим в уважительном тоне.
Пример 6. Язык жирафа и язык волка.
— «Язык жирафа и язык волка»: методика ненасильственной коммуникации. «Язык жирафа» — говорю о себе; говорю о фактах, чувствах и предлагаю решения. «Язык волка» — говорю о тебе; говорю на языке конфликта, агрессивно и обвинительно. Техника работы с классом, при которой учащиеся учатся говорить о своих трудностях и претензиях на конструктивном языке поиска решений, а не на агрессивном языке поиска виноватых.
Пример 7. В чем фокус?
‘- В чем фокус? Школа формулирует 8 компетенций/задач, которые для нее важны. Каждый класс из них выбирает 3 и над ними работает. Это способ ограничить и выбрать что именно важно для школы и сфокусировать педагогическую работу персонала. Примерами компетенций/задач могут быть: 1) я хожу в школу чтобы учиться; 2) я всегда прихожу вовремя; 3) я всегда слушаю учителя; 4) я уважительно говорю с другими.
Leave a Comment